вторник, 28 апреля 2009 г.

Где и почем собираются отдыхать россияне


Две молодые женщины — по-видимому, подружки и опытные путешественницы — стоят в коридоре турагентства в центре Москвы, углубившись в расчеты. «Цены в евро на Европу снизились, но ненамного. А вот рубль с прошлого года упал процентов на 30», — сокрушается одна из них. «И что же теперь с нашей неделей в Риме, мы хотели поехать туда на майские?» — спрашивает у нее другая, не столь сильная в арифметике. Выясняется, что поездка в столицу Италии обойдется процентов на 15 дороже, чем рассчитывали дамы. В результате они выбирают устраивающий их по деньгам тур в Грецию.

На четверть меньше
Интересно, что итальянские власти уже оценили сокращение потока туристов из России этим летом — оно составит 20–25%. В этих цифрах нет ничего удивительного. Ровно на такую же долю — 20–25% — по сравнению с 2008 годом сократится и общий поток наших туристов за границу, прогнозирует Рос­туризм. Еще большего падения рынка ожидают в «Интуристе» — на 40%.
Впрочем, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина призывает спокойно относиться к пессимистическим прогнозам: «На самом деле никто сейчас не знает, что будет, все говорят наугад». По ее словам, каждая компания, работающая на рынке, делает собственную экспертную оценку, насколько может сократиться спрос на ее туры, и, исходя из нее, формирует свои чартерные программы и структуру спроса.
«Мы прогнозируем уменьшение продаж примерно на 25% и изменение структуры спроса, — делится своими оценками генеральный директор «Асент Трэвел» Игорь Козлов. — Мы взяли больше экономичных вариантов размещения в отелях, уменьшили средний ценовой сегмент и оставили почти на прежнем уровне высокий (отели категории 4 и 5 звезд)». В среднем же туроператоры закупают на 30% меньше чартерных мест — чтобы гарантировано продать все и ни в коем случае не нести потерь, утверждает Ирина Тюрина.

Новые потоки
Генеральный директор Центра защиты и помощи гражданам России за рубежом Дмитрий Давыденко считает, что «поток выезжающих отдыхать за рубеж, может, и уменьшится, но не так уж значительно». Пока текущие продажи крупнейших компаний-туроператоров на самые популярные и относительно недорогие направления (Турция, Египет, Таиланд, Индия) не падают, утверждает Давыденко. Впрочем, в самом начале сезона делать далеко идущие выводы о новых тенденциях на рынке рано. Ясно лишь, что граждане предпочитают обращаться за турами в крупные компании, считая, что так надежнее. «Наши люди отдыхать все равно будут, — считает Давыденко. — Но при этом они несколько «затянут пояса». И те, кто ездил обычно купаться в Италию, Францию или Испанию, поедут в Турцию или Египет».
По словам эксперта, европейские отельеры уже пошли на значительное снижение стоимости гостиниц: например, в номер стоимостью евро 100 теперь можно заселиться и за 70. Снижение цен в валюте на дальние туры происходит и из-за некоторого уменьшения стоимости авиаперелетов — керосин подешевел. Но, естественно, «удешевление» путевок происходит только в долларах или евро. Существенное падение курса рубля в конце прошлого — начале нынешнего года относительно европейской и американской валюты покрывает все скидки, и в рублях россияне вынуждены платить за тур больше, чем год назад, примерно на 15%.

Лето откладывается
Пока народ озабочен тем, куда поехать на майские праздники. По предварительным данным, хорошо покупают Грецию, туроператоры уже продали на этом направлении все, что запланировали. Активно едут туристы на Мальдивы, Сейшелы и Доминиканы. Как всегда, пользуется спросом Турция, особенно вместе со SPA в комфортабельных 5-звездочных отелях. А вот говорить о летних предпочтениях отдыхающих рано. Спроса на летние туры пока попросту нет, говорит Ирина Тюрина. По оценке генерального директора сети «Магазин горящих путевок» Сергея Агафонова, «глубина продаж на сегодня составляет порядка 5–7 дней до вылета в безвизовые страны и 10 дней — в визовые. Тогда как в прошлом году в середине апреля мы видели стабильные продажи не только на май, но и на июнь-июль».
Все это психологически вполне объяснимо: люди в условиях кризиса не спешат расставаться с деньгами. Вообще поведение клиентов турфирм этой весной сильно изменилось, отмечают эксперты. Многие стремятся сэкономить при покупке тура. Чаще экономят на длительности поездки и на категории отеля, говорит Ирина Тюрина. Вместо 2-недельной поездки берут 10 дней или неделю. «Пять звезд» заменяют четырьмя или тремя. Чаще и охотнее сдвигают само время поездки, подстраиваясь под спецпредложения и скидки, летят экономклассом вместо бизнес-класса. Работники туриндустрии отмечают, что традиционные русские «понты» многих из тех, кто может позволить себе отдых за границей, проявляются все реже. Зато отмечена своеобразная стеснительность потенциальных туристов. Некоторые постоянные клиенты турагентств из числа преуспевающих бизнесменов все чаще заявляют, что им «неудобно оставлять бизнес в непростой экономической ситуации» или «ехать на море, когда другие сотрудники не могут себе это позволить».
Туристическим компаниям приходится придумывать нестандартные ходы, чтобы активизировать продажи. Например, сегодня на европейские направления ведущие операторы предлагают скидки до 30% — если тур будет выкуплен за несколько месяцев.

Горе-конкуренты
Казалось бы, в этой ситуации в выигрышном положении оказывается российская туриндустрия. Ведь после девальвации рубля она теоретически должна получить явные конкурентные преимущества. Но, как утверждают эксперты, на российском направлении нашего туриста ничего хорошего не ждет. Основная неприятность — никуда не годное соотношение «цена-качество».
Скажем, здравницы в Краснодарском крае уже повысили цены на путевки на 20–50%. По словам Ирины Тюриной, если сравнить аналогичные по уровню обслуживания продукты, предлагаемые в Сочи, Анапе или Крыму, с тем, что туристу могут предложить в Болгарии, Турции или Египте, то результат будет «катастрофически не в нашу пользу». Например, Египет в формате «все включено» оказался дешевле Анапы с 3-разовым питанием на 40%. Неудивительно, что текущие продажи на внутренних направлениях упали на 30–50% по сравнению с прошлым годом.
Основные игроки на внутреннем туристическом рынке (13–14 крупнейших компаний) уже обратились к черноморским здравницам с предложением снизить цены хотя бы до уровня 2007 года. Официального ответа пока нет. Неофициально же владельцы приморских отелей объясняют запредельную стоимость своих путевок высокими налогами на землю, дорогими коммунальными платежами, ростом цен на продукты питания. В связи с этим некоторые эксперты уверены: главную массу отдыхающих на российском юге нынче, как и в старые советские времена, составят «дикари».

Валовая выручка отечественного туристического рынка в 2008 году выросла на 55% — до рекордных в российской истории $9 млрд. Однако темпы роста бизнеса были меньше, чем в 2007-м, когда они составили 73%.
В 2008 году из страны за рубеж выехало на 24,3% больше туристов, чем в 2007-м — 8,96 млн. Годом ранее выездной турпоток вырос на 21,7%.

_______________________________________________________

Новая игрушка покоряет интернет.
Столичные Тендеры: скандинавский аукцион. Интернет-аукцион.
Новые уроки по фотошопу. Изучаем секреты.

Комментариев нет:

Хоум
Идея. Идеи Малого Бизнеса

Архив блога